Кто же ты, зодчий Тадж-Махала?

Вот уже более трёх веков поэты и писатели соревнуются, кто красочнее опишет, передаст неповторимость Тадж-Махала, его неувядающую красоту. Самые высокие слова, сравнения и ме­тафоры посвящены этому памятнику мирового искусства. Его назыают "поэмой в мраморе", "слезинкой на щеке времени", "легендой о любви", "жемчужиной Востока". Мавзолей Тадж-Махал, ­вершина искусства эпохи Великих Моголов, стал одним из чу­дес света.

 

Тадж-Махал для индусов это не только прекрасное архитек­турное сооружение, но и олицетворение любви, гимн семей­ной жизни. Тадж-Махал - мавзолей, воздвигнутый по воле ве­ликого Могола Шах-Джахана любимой жене Мумтаз Махал. Шах-Джахан взял её в жёны в 1612 году. Она, Арджуманд Бан­но Бегули, прозванная Мумтаз Махал, что значит "светоч дворца", как сказывает история, была необыкновенной красо­ты, но ещё более притягательной была её душа: мудрая, неж­ная, добрая. Она была для императора и женой, и другом и со­ветником, подарила ему десять детей: четыре сына и шесть дочерей. Она стала хранительницей шахской печати, советни­ком Шах-Джахана, вдохновляла на добрые дела, сдерживала от гневных поступков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мумтаз умерла в 1631 году во время родов в Бурханпуре в Южной Индии. Она сопровождала Шах-Джахана в его оче­редном походе для покорения народов Декана. IIочувствовав приближение смерти, она послала за любимым мужем Шах­-Джаханом и высказала· ему свои последние пожелания: "Не бери себе другую жену и построй над моим прахом мавзолей, которому  в мире не будет равных". И Шах-Джахан поклялся вы­полнить последнюю просьбу его любимой супруги.

Свыше семнадцати лет около двадцати тысяч рабочих - ремес­ленников, мастеров - строили мавзолей Тадж-Махал. Величе­ственность и красота мавзолея превзошли все ожидания. Его купол вознесся на высоту свыше 70 метров, и, казалось, парил в небе. Стены из мрамора были инкрустированы драгоценны­ми камнями, рубинами западной Индии и IIамира, аметистами из Ирана, лазуритами из Афганистана, бирюзой из Тибета, ма­лахитом из далёкой Московии. Гробницу Мумтаз окружала решётка из чистого золота; усыпанная бриллиантами и изум­рудами, рубинами и сапфирами. А в верхнюю плиту гробницы   был вделан алмаз невиданных размеров. Такого великолепия и богатства ещё не видывал Восток. Тадж-Махал возводили многие талантливые мастера из Дели и Самарканда, Багдада и Шираза, Стамбула и Бухары.

Главному архитектору Устоду Исе и его помощникам удалось в камне воплотить любовь, радость и печаль в их неразрывно­сти и единстве. И теперь, после завершения строительства, груз ответственности спал с плеч зодчего Устода Исы. Осуществи­лась главная мечта его жизни, материализовалась в мавзолее Тадж-Махал. Теперь он мог спокойно любоваться своим де­тищем и при восходе солнца, когда стены мавзолея окрашива­ются нежно-розовыми тонами, и днём, когда мавзолей стано­вится ослепительно белым, и ночью, когда серебристый купол мавзолея парит над спящей землёй.

Чем старше становится человек, тем чаще он обращается мыс­лями к своему детству и юности. И перед глазами Устода Исы нередко вставали картины далёкого Туркестана. Вспоминал мать, отца, родных и близких. Отец был строитель, мастер на все руки, строил жилые дома, медресе, мечети. Строительному мастерству учил сына. А мать ухаживала за детьми, воспиты­вала их, поддерживая семейный очаг.

С тех пор как покинул родные места, он немало побродил по необъятным просторам Востока. Жажда познания приводила его в Самарканд и Бухару, Нису и Нишапур, Исфахан и Багдад. Он наблюдал, сравнивал, искал себя в этом мире, а главное - по крупицам собирал знания по строительному делу, зодчеству. Ещё в детстве его поразила величественная громада мавзолея Ходжи Ахмеда Яссави. Ещё тогда у него зародилась мечта по­строить такой же прекрасный храм, лучший в мире. И эта меч­та окрепла уже в юноше и молодом человеке. Ещё в молодости за его мастерство и талант строителя его называли Уста Иса ­мастер Иса. Где бы ни был, всюду он изучал архитектурные особенности мавзолеев, медресе, любовался бирюзовыми ку­полами мечетей, их высокими и строгими минаретами, часами изучал резные ниши, узоры, вязь арок порталов, постигал кра­соту шедевров зодчества, искал загадку их гармонии.

Он знал, что только знание и труд могут приблизить человека к совершенству. Он многое сумел постичь самообразованием. Благо, что Аллах наградил его, светлым умом. Многие месяцы он провёл наедине с книгой и масляным светильником, тускло мерцающим в ночи. Он читал, изучал труды Ал-Фараби, Аль-­Бируни, Ибн-Рушда, знал многие поэтические строки Фирдоуси и Саади, Омара Хайяма и Рудаки. Самостоятельные заня­тия геометрией, раздумья над секретами совершенства форм выдающихся архитектурных сооружений принесли свои пло­ды. Он нашёл формулу их красоты и совершенства, постиг тайну их гармонии.

Аллах велик, и пути господни неисповедимы. И вот после дол­гих трудов и скитаний, волею господина Случая, он оказался в Индии.

Тадж-Махал стал судьбою зодчего Устода Исы. По заверше­нии строительства Шах-Джахан осыпал его милостями, но строго запретил выезжать за пределы Агры, чтобы зодчий больше нигде не смог построить мавзолея подобного Тадж­-Махалу. Шах-Джахан задумал построить на другом берегу Джамны, напротив Тадж-Махала, точную копию мавзолея, только из чёрного мрамора. И оба мавзолея соединить через реку мраморным мостом, одна половина моста - чёрная, дру­гая, со стороны Тадж-Махала, - белая. Тем самым он хотел подчеркнуть величие души Мумтаз Махал.

Раз Шах-Джахан задумал, то так тому и быть. И уже начали разворачиваться работы по строительству чёрно-мраморного мавзолея. Уже сотни людей вновь начали рыть котлован под площадку нового мавзолея. Но этому замыслу не суждено бы­ло сбыться. Спустя всего шесть лет после окончания строи­тельства Тадж-Махала, сын Ауранзеб захватил уже больного Шах-Джахана и заточил в небольшую комнату в крепости Аг­ра-Форт под неусыпной охраной. И единственным утешени­ем пленника Джахана было смотреть сквозь ажурную решётку окна на сверкающее белое чудо Тадж-Махала и вспоминать навсегда ушедшие времена своего царствования. Когда Джа­хан вступил на трон, то приказал убить всех ближайших род­ственников, потенциальных претендентов на трон. И вот спус­тя тридцать лет теперь его, величайшего из Моголов, пленил родной сын и захватил трон.

После восьмилетнего заточения и болезни Шах-Джахан скончался  и был погребён в мавзолее Мумтаз Махал рядом с гроб­ницей своей любимой супруги.

А зодчий Устод Иса последние годы своей жизни прожил без­выездно в Агре и был захоронен на берегу Джамны. И как ска­зывает легенда, его небольшой склеп был смыт рекой во время наводнения и прах великого зодчего Востока поглотили воды священной реки Джамны.

Прошли века ... Много воды пронесла священная река Джамна мимо мавзолея Тадж-Махал. Слава о нём пронеслась по всему миру. Ежегодно сотни тысяч туристов посещают Агру, чтобы полюбоваться неувядаемой красотой Тадж-Махала.

В 1980 году мне, автору данного очерка, тоже посчастливи­лось посетить Агру и Тадж-Махал. Впечатления от увиденного незабываемые. Обладая огромной энергетикой, Тадж-Махал  каждодневно не­зримо выполняет гигантскую работу по экологии, очищению человеческих душ, их просветлению. Тадж-Махал не­сёт людям свет любви, добра и милосердия. Человек уходит оттуда немного другим -  лучше и  добрее. Это в высшей сте­пени философское и лирическое творение гения и рук челове­ка.

И мне хотелось узнать подробнее об Устоде Исе - творце Тадж-Махала. История хорошо сохраняет имена императоров, шахов, царей, из казны которых строились те или иные вели­чественные здания и сооружения, и до обиды проявляет рав­нодушие к творцам, чьим умом, душою и талантом они были сотворены. Кто помнит имя  Хемеуна - архитектора знаменитой пирамиды в Египте? Но все знают, что в ней захоронен фараон Хеопс. И таких примеров можно привести немало.  О зодчем Тадж-Махала Устоде Исе в энциклопедиях, книгах, статьях, к сожалению,  я  ничего не обнаружил.

Мавзолей Тадж-Махал в своё время посетили  великий Мух­тар Ауэзов и известные писатели Казахстана Ануар Алимжа­нов и Тахави Ахтанов, но в своих книгах, очерках об Индии они лишь упомянули имя зодчего Тадж-Махала ...

А между тем они стояли у порога великой тайны. Лишь у Та­хави Ахтанова в книге "Индийская повесть" записано не Устод Иса, а Устад Иса. Почему? Не ошибка ли это? По-казахски мастер - уста. Значит, Тахави Ахтанов записал правильно ­Устад Иса - мастер Иса. Кстати, Иса - известное казахское имя. Вспомним хана Ису Буга, жившего в 15 веке, или извест­ного акына, певца и композитора Ису Байзакова, жившего  в первой половине двадцатого века. Имя Устад Иса в Индии обрело иной, ещё более высокий смысл. Устод Иса - учитель Иса. Известный исследователь культуры Индии писатель-поэт Валентин Сидоров писал, что лишь в Индии в понятие «Учи­тель» вкладывают столь трепетный и возвышенный стиль, что в понятие «Учитель» входят его духовная просветлённость, дух бескорыстия, недосягаемый идеал. Таким Учителем был Устод Иса в Индии, не мастер, отдающий свой опыт, знания, а духовно просветленный, окруженный любовью многих уче­ников.

И  вот удача. В одной из книг индийских авторов я обнаружил сведе­ния о творце беломраморного чуда. Индийский писатель Ранджит Десаи пишет: "Иса родился в Туркестане в славной семье мастеров-строителей и не перешёл ещё двадцатилетнего рубежа, когда его за большое искусство в строительном ре­месле стали с почтением называть "мастер Иса".

Итак, индийский писатель утверждает, что Устод Иса родом из Туркестана. Но существуют два географических понятия Тур­кестан. Во-первых, это обширная территория стран Централь­ной Азии (бывших республик Средней Азии и Южной части Казахстана), и во-вторых, древний город Туркестан на берегу Сыр-Дарьи в Южном Казахстане. Этот город до 16 века назы­вался Яссы (Ясы). Здесь в 12-м веке жил поэт-суфий Ходжа Ахмед Яссави. В конце XIV века великий завоеватель эмир Тимур в Яссах построил грандиозный мавзолей Ходжи Ахме­да Яссави. В 16 веке Яссы стали Туркестаном, резиденцией ка­захских ханов. Благодаря строительству грандиозного мавзо­лея в Яссах - Туркестане обрели кров многие талантливые мастера-строители.

И в первом и в другом случае зодчий Устод Иса принадлежит к культуре народов Центральной Азии. И в мавзолее Тадж-­Махал архитектор и строитель Устод Иса продолжил традиции великих зодчих Самарканда, Туркестана, Бухары. Зодчий Ус­тод Иса сблизил культуры народов Индии и Центральной Азии. И мы вправе гордиться гениальным зодчим Устодом Исой, подлинным Фидием Востока.

Загадка Тадж Махала

Тадж Махал

 
Интересная статья? Поделись ей с другими: