Шубарколь - Чёрная жемчужина

В начале 80-х страна впервые услышала слово "Шубарколь".


В 1983 году геологи Центрально-Казахстанского геологического управления ЦКГУ среди пустынной сухой степи, где безбоязненно гуляли стада сайгаков, обнаружили угольные пласты, причем толщина самого мощного из них достигла 30 метров. Пласты залегали в виде вытянутой чаши. Геологи такую чашу называют "мульдой". И протянулась эта "мульдочка" в длину до 13 километров и в ширину до 5,5 километров. А запасы в открытом Шубаркольском месторождении составило 1,8 миллиарда тонн, причем уголь оказался малозольным, содержание золы в нем от 10 до 16 процентов. Хоть угли были бурыми, но при сгорании они давали тепла столько же, как и каменные. К тому же в углях Шубарколя было обнаружено до 5 процентов ценных гуминовых кислот, которые являются хорошим стимулятором роста растений, удобрением. Словом, была открыта богатейшая уникальная кладовая солнечного камня. Причем пласты угля выходили на поверхность и их можно отрабатывать самым дешевым открытым способом.

Генеральный директор ПО "Карагандауголь" Николай Александрович Дрижд с его неуемной энергией и жаждой деятельности весть об открытии столь богатого месторождения воспринял как "дар божий" и тут же загорелся идеей скорейшим его освоением, решился на уникальный эксперимент. Одновременно с геологоразведочными работами начались работы по его освоению. Он в полной мере знал, что это дело грандиозное, хотя и чрезвычайно трудное и его не остановили , казалось бы, неодолимые препятствия. А это отдаленность месторождения от Караганды почти на 400 километров от населенных пунктов отсутствие железной дороги, линий электропередач, воды, даже обычных дорог. Но нет таких препятствий, которые не смогли бы одолеть шахтеры Карагандинского бассейна. Уголь Шубарколя нужен был стране сегодня и завтра. Он позволял также улучшить технико-экономические показатели объединения.

Уже в марте 1985 года, когда еще лежал снег, из Караганды выехал первый автокараван в составе 14 грузовых машин, бензовоза, автокрана, бульдозера. Вслед за ним последовали другие. Все шахты, предприятия объединения помогали строить Шубарколь. Только из управления "Спецшахтомонтаж" на стройках месторождения работало свыше ста человек. Все начиналось с первых колышков. Одновременно строили железную дорогу протяженностью 110 километров, автодорогу от станции Кзыл-Жар, высоковольтную линию электропередач протяженностью 130 километров, водопровод радиорелейной линии. Всего за год вырос вахтовый поселок с общежитиями, столовой, гаражом, клубом, подсобным хозяйством, временным аэропортом и другими постройками. Начались вскрышные работы. Жизнь закипела в пустынном месте. И всем этим гигантским строительством "дирижировал" Н.А. Дрижд. Он сумел одолеть громаду навалившихся дел. Десятки раз он выезжал на строящиеся объекты. Через обком, правительство республики, страны и даже ЦК добивался срочной поставки дефицитного оборудования, материалов.

Вся проектно-конструкторскую документацию на строительство разведочно-эксплуатационного разреза "Шубаркольский" мощностью 6 миллионов тонн угля в год, всех его объектов, инфраструктуры, коммуникаций, рабочего поселка городского типа с населением 4,7 тысячи человек была быстро выполнена институтом "Карагандагипрошахт".
Всего через полтора года после начала первых работ из разреза "Центральный" был отправлен потребителю первый эшелон угля. Это была огромная победа, радость сотен первостроителей. Это был еще один трудовой подвиг и горняков Карагандинского бассейна. В эти годы освоения угольной целины они работали на пределе своих физических и нервных возможностей: недосыпали, недоедали, работали по 12 часов в сутки, жили вдали от своих семей.

Теперь Шубаркольская целина осталась в их памяти как трудная, но яркая страница в их жизни.
До 1990 года на Шубаркольском месторождении было добыто 11 миллионов тонн.
Быстро рос и поселок городского типа со школами, детсадами, медсанчастью, магазинами, архитектурными зданиями, спортзалами, бассейнами.

 
Интересная статья? Поделись ей с другими: