Медный город Балхаш

30 января 1930 года сессия ЦИК КАССР приняла по становление «О задачах в связи с развитием цветной ме­таллургии», в котором был поставлен вопрос о необходимости в короткий срок изжить колоссальный дефицит в цветных металлах и освободиться от иностранной зависимости в этом отношении. Урал, по­ставляющий две трети общего количества меди страны, не мог обеспечить потреб­ности в меди быстро растущей промышленности . И балхашскую медь ждала страна.

Перед Казахстаном ставилась задача уже в ближайшем пятилетии дать стране 60 тысяч тонн меди, 48 тысяч тонн свинца и 25 тысяч тонн цинка. В ноябре 1930 года вышло постановление Краевого комитета ВКП(б), в котором ставилась проблема «Ка­раганда — Коунрад», т. е. соединение карагандинского угля  с  коунрадской  рудой.

В 1930 году отряд разведчиков вырос. Летом здесь работали уже семь буровых станков. Разведочную работу проводила буровая пар­тия Государственного геологоразведочного управления (ГГРУ). С целью ускорения геологоразведочных работ в Коунраде  был поставлен вопрос о передаче их Казмедьстрою.  непосредственно заинтересованной организации  в этом де­ле. С 1 января 1931 года ГГРУ прекратило финансирование и ослабило руководство рабо­тами на Коунраде. Затянувшиеся перегово­ры привели к снижению темпов разведки. Лишь в мае 1931 года был подписан договор о передаче, причем химлаборатория и автотранспорт ос­тавались в распоряжении ГГРУ.

Разведочные  работы  1930-1931 годов позволили уточнить форму рудного тела, изучить геологию месторождения. Вырос поселок геологоразведчиков, который становился первым очагом цивилизации на огромных просторах пусты­нного Прибалхашья. В одном из построенных домов открыли красный уголок, который позже превратился в клуб. Был создан кружок по ликвидации безграмотности, стала выходить стенная газета. Но большая отдаленность от железных дорог и крупных промышленных центров, бездорожье, отсутствие воды, жилья, острый дефицит кадров, продовольствия существенно сдерживали разведку месторождения, вскрышные работы, строительство  рабочего поселка. А суровая зима еще более усугубило положение  первопоселенцев Коунрада.  Для переброски скопившихся грузов гужевым транспортом необходимы были тысячи лошадей и верблюдов. Старожилы рассказывали, как зимой 1932 года на Балхаш был отправлен караван из шестисот лошадей. Обратно в поселок бывшего  Спасского завода, который стал перевалочной базой грузов, вернулись  лишь пятьдесят. Остальные пали от буранов и морозов. Из сорока автомобилей четырнадцать были брошены  на дорогах, остальные с величайшим трудом вернулись в поселок Спасского завода. На пути из Караганды в Балхаш  попадались брошенные машины, оборудование, железные бочки, скелеты лошадей, верблюдов. Срывались намеченные напряженные планы буровых работ, строительства. Это были годы неисчислимых колос­сальных трудностей, но одновременно и годы трудового героизма.

В По­становлении Совета Труда и Обороны СССР тех лет отмечалось, что строительство Прибалхашского комбината  имеет не меньшее значение для цветной металлургии, чем Маг­нитогорск для черной. Создание  медного  гиганта  на Балхаше делало  Казахстан  ведущим регионом по добыче меди в стране.

Для проектирования медного гиганта,  рудника, обогатительной фабрики, медеплавильного завода, теплоэлектроцентрали, ремонтного завода, других подсобных предприятий, а также города при представительстве Прибалхашстроя в Москве было создано конструкторское бюро, в которое вошли инженеры ведущего проектного института  Гипроцветмет, а также свыше двадцати других проектных организаций Москвы и Ленинграда. Опыта проектирования таких мощных предприятий по добыче и переработке руды с малым содержанием в ней  меди в СССР не было. При проектировании рудника было рассмотрено ряд вариантов добычи медной руды – открытым, подземным, комбинированным  и другими способами. Наиболее экономичным был признан открытый способ ведения горных работ. При этом медная руда отбивалась буровзрывным способом, мощными экскаваторами грузилась на железнодорожные вагоны и по спиральной железной дороге вывозилась электровозами на поверхность и далее по электрифицированной линии на обогатительную фабрику и завод. Инженеры-проектировщики на­шли эффективные технологические и конструктивные решения в области добычи, обогащения руд и плавки медного концентрата, которые были заложены в проект.  В октябре 1934 года  Наркомтяжпром  утвердил проект строительства Балхашского медеплавильного комбината, крупнейшего в Европе. На  его  строительство   была  выделена огромная  по тем временам   сумма — сто миллионов рублей.  По Всесоюзному призыву на  эту грандиозную стройку приехали строители с разных регионов  страны. Первые строители жили в юртах, землянках, бараках. материалы достав­лялись на стройку на верблюдах и лоша­дях. Основными орудиями труда были лопата, кайло, лом, носилки, тачки, основным транспортом – лошади да верблюды. Среди первостроителей было немало казахов. Многие из них обучились грамоте, освоили рабочие профессии, стали техниками, инженерами, учеными. Развернулось  строительство железной дороги Караганда – Балхаш.  20 декабря 1935 года  прибыли первые два состава.   С 1936 года началась ускоренная подготовка рудной базы,  строительство обогатительной фабрики, медеплавильного завода, теплоэлектроцентрали, ремонтно-механического завода, других промышленных объектов,  жилищное строительство. Весной 1938 года была сдана в эксплуатацию обогатительная фабрика. В конце июня начался разогрев отражательной печи, а 17 июня смена мастера Краснобаева выдала первый штейн. По этому случаю состоялся митинг трудящихся комбината.

Для освоения    процесса производства черновой меди на  Балхаш были направлены лучшие специалисты медеплавильных заводов Урала и Закавказья. В  августе  8 инженерно-технических работников и 47 обогатителей и металлургов прибыли в Балхаш. Среди них были молодой инженер Н. Бакурадзе, ставший в последующие годы начальником металлургического завода, а также братья В. и Ф. Лошкаревы, В. Баранов, А. Вепрев, Ф. Баланцев,

В течение двух месяцев велись предпусковые работы, подготовлен  конвертор.   комбинат вплотную подошел к торжественному и волнующе­му моменту в своей истории — выдаче первой меди.

В ночь с 23 на 24 ноября 1938 года смена инженера Н. Бакурадзе зарядила конвертор, залив в него три ков­ша штейна. А в 5 часов вечера наступил торжественный момент -  из конвертора огненной струей потекла  первая балхашская медь. Этот день принято считать днем рождения Балхашского горно-металлургического комбината. Для достижения этого три смены неустанно трудились у конверто­ра братья Василий и Федор Лошкаревы, Александр Вепрев, Василий Г Ба­ранов, Андрей Кернюхин, Константин  Михайлов, отражательщики Владимир Гужавин, Михаил Трофименко и Федор Бундин. Из первого ковша отлили слитки с памятной датой:

 

«ПЕРВАЯ БАЛХАШСКАЯ МЕДЬ

2 4  НОЯБРЯ  1938  года»

 

Такой слиток хранится сейчас в Музее Революции в Москве.

Десять лет прошло с момента открытия месторождения медной руды в Коунраде до этого торжественного момента – получения первой меди. Это были годы напряженной работы многотысячного коллектива. На пустынном берегу озера Балхаш вырос самый крупный на евразийском континенте медеплавильный завод, а рядом поднялись улицы молодого социалистического города.  Это был подвиг тысяч людей и первым из них был геолог - первооткрыватель Михаил Петрович Русаков. Самоотверженный труд большого коллектива строителей  получил высокую оценку  правительством.  Высокой награды — ордена Ленина были удостоены директор комбината У. И. Пер­цев и плотник Прибалхашстроя М. Л. Старостин. Орде­ном Трудового Красного Знамени были награждены главный инженер комбината В. Б. Шевченко, главный инженер медеплавильного заво­да С. С. Иванов, проходчик, метростроевец П. Е. Чугунов,  начальник «Крупдробстроя» X. М. Шмидт. Орденом «Знак Почета» награждены  13 человек. Многие строителей были отмечены медалями «За трудовую доблесть» и «За трудовое  отличие». Из первой меди был отлит памятный слиток, который передан в музей Революции в городе Москва.

В предвоенные годы продолжалось дальней­шее освоение производственных мощностей, строительство комбината. Коллектив комбината каждый год наращивал выплавку меди. В годы Великой Отечественной войны медь Балхаша сыграла выдающуюся роль в победе  над жестоким врагом. В 1941 году многие металлурги комбината добровольно ушли на фронт. Их заменили жены и дети. Только за первые военные недели у станков, агрегатов, транспортеров начали работать около четырехсот женщин. У отражательных печей встали Пискунова, Кузнецова, Турина,  маши­нистами парового крана стали бывшие домохозяйки Рудникова, Мишурина, Кравченко. Своего мужа, маши­ниста электровоза, ушедшего на фронт, заменила Большакова. Профессию машинистов паровозов освоили и научились отлично водить поезда Шаро­ва,   Козлова  и  Суслова. Кочегарами на паровозах трудились Кузнецова и Костюкова. Стала ма­стером по укладке железнодорожных путей Грищенко. Численность  женщин в военные годы в комбинате составила 46 процентов, а в ряде цехов половину коллектива рабочих составля­ли женщины. На обогатительной фабрике женщин было около 80 процентов.

На заводе, фабрике, руднике круглосуточно шла  упорная напряженная работа. Рабочая смена длилась двенадцать часов. Работали без выходных и отпусков. А временами и сутками не выходили люди из цехов. Не хватало оборудования, запчастей, материалов. Многие заводы-поставщики оказались на оккупированной фашистами территории. Для нужд фронта были задействованы все резервы. Отражательные печи поглощали громадное количество мазута. Времен­ная потеря нефтеносных районов страны заставила искать пути замены мазута. И был найден дешевый заменитель. Это  - угольная пыль, применение которой дало большую экономию. Привозные флюсы были заменены местными.  Комитет Обороны принял меры по доведения выплавки меди до проектной мощности завода, в том числе решены вопросы обеспечения завода джез­казганской рудой, карагандинским углем, дефицитными материалы, запас­ными  частями, продовольственными и промышленными товарами

Еще при открытии Коунрадского месторождения  химическим анализом было установлено, что его руда,  наряду  с медью, содержит  молибден. Актуальной проблемой извлечения молибдена  из коунрадских руд  занимался ряд лет горный инженер  Е. И. Антоновский.  В 1939 году был получен первый полупромышленный молибденовый концентрат. С первых дней войны  потребность в молибдене для производства боевой техники резко возросла. Без молибдена невозможно создать высокопрочную танковую броню, корпуса военных кораблей, стволы артиллерийских орудий, пулеметов, винтовок и пр.  И  коллектив научных работников, инженеров Ленинграда и Москвы во главе с Е. И. Антоновским добился успеха – было освоено промышленное производство молибденового концентрата на Балхашском заводе. За это выдающееся достижение творческому коллективу во главе с Е. И. Антоновским была присуждена Государственная премия.

В конце ноября 1941 года в  Балхаш прибыл первый  эшелон  с оборудованием Кольчугинского  завода. Кольчугинцам  была предоставлена жилую площадь, а для нового цеха подготовлены  помещения.  В предельно сжатые сроки на  Балхашском заводе  был смонтирован крупный цех цветного проката. 4  марта 1942 года был выдан первый цветной прокат для изготовления гильз и патронов. Правительство высоко оценили подвиг балхашских металлургов в первый год войны. Указом Президиума Верховного Совета СССР в августе 1942 года за образцовое выполнение задания по вводу в эксплуатацию новых мощностей и обеспече­ние страны цветными металлами орденами и медалями была награждена большая группа работников Балхаша. Трое из них — Абрамов, Валиулин и Годунов награжде­ны орденом Ленина.

Отыскать в Прибалхашье месторождения молибдена  - такое задание в 1941 году получили   геологоразведчики. И они успешно выполнили это ответственное правительственное задание -  в пустынном районе, восточнее Коунрада, ими  было открыто молибденовое месторождение. А горняки без   геологической документации заложили эксплуатаци­онную шахту. Уже осенью 1941  года Восточно-Коунрадский молибденовый рудник был сдан в эксплуатацию и начал выдавать молибденовую руду. Весной на руднике были заложены еще две шахты, здесь появились первые землянки, а за­тем и дома. От Коунрада сюда была проложена железнодо­рожная ветка. В июне 1942 года на рудник пришел пер­вый состав. Балхаш стал, наряду с медью, поставщиком молиб­дена.

С целью повышения эффективности работы Балхашского меде­плавильного завода его дирек­тором был назначен А. И. Самохвалов, бывший нарком цветной металлургии СССР.

За героический труд в годы войны балхашцы 22 раза завоевывали переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны СССР. В 1945 г. это знамя было передано комбинату на вечное   хранение.

В 1952 г. был введен в эксплуатацию крупнейший в мире электролитный цех. Де­сять лет спустя была одержана еще одна крупная победа -  впервые из отходящих конвертерных газов была получена высококачественная серная кислота.

В 1962 г. впервые в стране  методом не­прерывного литья были получены отечест­венные бескислородные медные слитки — вайербарсы. Спустя три года  введен в эксплуатацию сложный комплекс переработки окатанных сульфид­ных медных концентратов непосредственно в конвертерах, минуя отражательную плав­ку, с применением дутья, обогащенного кис­лородом.

В последние десятилетия творческая мысль ученых, инженеров, рабочих была направлена на максимальное использование полезных компонентов    медной руды. Сегодня на Балхашском комбинате из 17 полезных компонентов медной руды извле­каются 12.  Балхашская медь благодаря своей высокой чистоте обрела  все­мирную известность.

Свыше семидесяти лет рудник Коунрад обеспечивает Балхашский горно-металлургичес­кий комбинат медной рудой. А на берегу озера вырос прекрас­ный современный  город Балхаш, в котором живут и трудятся около двухсот тысяч людей.

 
Интересная статья? Поделись ей с другими: