Нравственный кодекс Абая "Адам бол" - "Будь человеком"

 

I. Люби человека, Будь другом его, будь справедливым. "Сущность человека составляют любовь, справедливость и душевность. Люди не могут обходиться без этих начал. Просто в жизни не бывает случая, когда бы ни участвовали они и ни предрешали ту или иную человеческую судьбу". "Человек человеку - друг".

2. Твори добро. "Творить добро - долг каждого человека".

"Хороший человек тот, кто приносит пользу людям" .

3. Будь трудолюбивым. "Не жди добра с неба, ищи добро в труде".

4. Проверяй все сердцем. Мозг может ошибиться, пойти на компромисс, а сердце никогда. "Воля, ты сильная, но пусть тобой руководит сердце".

5. Стремись к знаниям, к науке. "Науку надо любить, как мать любит родного сына. Тогда и наука ответит тебе взаимностью".

Учитесь, чтобы стать Человеком, стать полезным своему народу".

"Знания - это богатство, которое нельзя расхитить".

6. Познай самого себя. "Человек - целый мир и если хочешь постичь вселенную, познай сперва самого себя".

7. Знай во всем меру. "Все сверх меры, - зло. В еде и питье, в смехе и веселье, в объятиях и поцелуях, в стремлении накопить богатство, в ловкости и хитрости, в одежде, - во всем должна присутствовать мера".

"Древние мудрецы говорили: "То, в чем ты всегда находишь радость, однажды принесет тебе и огорчение".

8. Воспитывай волю и твердость духа. "Воспитывай волю ­ - это броня, сохраняющая разум". Нужно быть стойким, нужно всегда сохранять твердость дуxa. Твердость духа и воля - основа настоящего характера. Пусть же они служат разуму и чести чело­веческой".

9. Контролируй себя. "Тот, кто хочет быть в стане разумных, должен раз в день, или раз в неделю, или хоть раз в месяц отдавать себе отчет: как он прожил эти дни, сделал ли что полезное для народа, не ждет ли его в будущем раскаяние. А может ведь случиться и так, что и вспомнить – то будет нечего".

10. Помни добрые, мудрые советы и следуй им. "Для того, чтобы запомнить советы  и следовать им.  Нужно соблюдать четыре условия. Первое: надо быть сильным настолько, чтобы подавить в себе самолюбие, когда тебе дают совет. Второе: надо принимать умные слова сердцем, всей душой, так словно бы утоляешь ими жажду. Третье: следует несколько раз повторять про себя услы­шанное, чтобы закрепить его в памяти. Четвертое: надо держаться подальше от вещей, которые изнашивают человеческий разум и ­заставляют его терять свои знания.

Таких вещей, кстати, тоже четыре. Это беспечность, зубо­скальство, меланхолия и пагубное пристрастие к вину, женщинам, деньгам, азартным играм".

"Чтобы стать Человеком, нужно объявить войну всем его порокам и недостаткам, которые унижают eгo", - А6ай запишет в тридцать восьмом слове.

Есть  три вещи, которые унижают человека. Это невежество, леность и злодеяние.

Невежество - отсутствие знаний, а без знаний ничего не приобретается в этом мире. Не стремиться к знаниям - значит уподобиться животному.

Леность - враг человечества. Оно в свою очередь рождает покорность, инертность, бесстыдство и нищету.

Злодеяние - античеловечно. Тот, кто все время норовит сделать людям зло, теряет свою человеческую сущность и превра­щается в зверя.

Люди должны иметь ума хотя бы настолько, чтобы противо­стоять этим трем порокам и стать знающими, чтобы быть в жизни энергичными и справедливыми".

Во многих стихотворениях, поэмах, назиданиях Абая подчер­кивается огромное значение труда в жизни человека, в формировании его взглядов.

Все пороки, все пристрастия к дурному, Абай объясняет бездельем.  «Великие мудрецы давно заметили: каждый лентяй труслив и безволен; безвольный же человек всегда хвастлив; хвастливый кроме трусости еще и глуп, а глупый всегда невежествен и бесчестен. Из бесчестных выходят жадные, неуживчивые и бездарные существа, никому не нужные на свете»,- говорит он в третьем слове.

Труд лежит в основе всего миропонимания Абая,  его понимания  счастья и смысла бытия. "Не зная, в чем счастье, люди унижают жизнь пустыми делами. Они преследуют друг друга, хвастают друг перед другом, копят богатство и когда наступает последний час, готовы отдать все нажитое ими за день жизни. Почему же презрение при­ходит к людям так поздно? Почему бы с самого начала не поверить в свою судьбу и не заняться трудом. Тогда самая скудная земля одарила бы нас своими плодами". Это четвертое слово Абая.

"Достаточно быть благоразумным, уметь искать и работать без лени, чтобы в доме не иссякал достаток" - это одиннадцатое слово Абая.

Наряду с трудолюбием одним из основных нравственных черт человека Абай считает стремление к познанию, к науке.

"Глубоко обеспокоенный тяжелым положением кочевого народа, зави­сящего полностью от стихии природы, Абай убежденно утверждал:

«Народу нужны просвещение, знания. Ему нужно учиться и воспи­тываться…Настало время, когда спокойно дремать, надеясь на бескрайние кочевья, на широкие выпасы не приходится. Уже пора учиться у народов, которые опередили нас".

Абай безгранично верит в науку и возможности человека.

"Познав электричество, он ynравляет движением молнии, мгновенно получает сообщение с другого конца света, благодаря своему умению заставляет огонь и воду делать то, чего не могут делать тысячи людей". Ученых Абай называет самыми высоконравственными людьми. "Чернила ученого дороже крови шахида правоверного", "Если бы не было ученых, мир бы распался", "Ученый и мыслитель ­ - гордость человечества. Ими становятся те, у кого больше чувств и ума". Все это высказывания, афоризмы Абая о науке и ученых извлеченные мною из его непреходящих Слов. Надо помнить, что все это было сказано человеком из Степи, не знавшей письменности. По его мнению лишь ученые указывают человечеству путь к прогрессу, помогают отличить истину от лжи, добро от зла, пользу от вреда.

Для Абая наука, просвещение, образование, обучение являются универсальными средствами для разрешения всех проблем человечества. Будто к сегодняшней молодежи, все более утрачивающей интерес к науке и все более проявляющей интерес бизнесу, обращены слова мудрого Абая. "Не для обогащения или приобретения других вещей, не ради дела, которое принесет тебе выгоду или положение в обществе, стремись к науке. Если ты страстно увлечен ею, то богатством для тебя явится каждое твое открытие, устремление самого незначительного пробела в твоих знаниях. Что может быть ценнее такого приобретения? И бывает ли на свете наслаждение выше того, которое ты испытал при этом? У тебя родилась любовь к науке, а она, как и всякая любовь ненасытна, - значит, ты идешь на новый труд и поиски."

Абай за активное участие в сборе научных материалов и экспонатов по статистике, истории, географии и этнографии Киргизского края по представлению Е. Михаэлиса в 1886 году стано­вится членом Семипалатинского областного статистического комитета, который впоследствии был преобразован в Семипалатинский подотдел Западно-сибирского отдела русского географического общества, внесшего заметный вклад в исследовании природы Восточного Казахстана.

Абай искренне и беззаветно верил в Россию - Россию могучую, индустриальную, Россию заводов, фабрик, железных дорог, Россию освободительную, благородную, передовой культуры и науки, Россию Пушкина и Толстого, Белинского и Чернышевского, Достоев­ского и Салтыкова-Щедрина, Е.П.Михаэлиса, С.Гросса, А.А.Леонтьева  и др.

Абай убежден, что невежество - самый полновластный владыка Степи и что русские несут знания и свет. В двадцать пятом Слове он писал: "Нужно овладеть русским языком. У русского народа разум и богатство, развитая наука и высокая культура. Изучение русского, учеба в русских школах, овладение русской наукой помогут нам перенять все лучшие качества этого народа, ибо он раньше других разгадал тайны природы и избежать его пороков. Знать русский язык - значит открыть глаза на мир". И далее в этом же слове он отмечает: "Русская наука и культура - ключ к осмыслению мира и, приобретя его, можно бы намного облегчить жизнь нашего народа".

Необходимо отметить, что Абай был далеко не единственным представителем из многочисленных народов Российской империи, кто так высоко оценивали роль русской науки и культуры в жизни этих народов.

Великий сын грузинского народа Илья Чавчавадзе писал:

"Русская школа, русская наука открыли нам двери к образованию, русская литература воспитала наше мышление…Каждый из нас вырос на русской литературе, каждый из нас по ней направлял свою жизнь и общественную жизнь".

Русский язык сыграл непреходящую роль и значение для  многих народов Востока. В то время, когда писались эти строки, во всех уездных городах Акмолинской и Семипалатинской областей уже имелись школы-интернаты для казахских детей, но казахи посылали в русские школы детей неохотно и с боязнью. В романе Мухтара Ауэзова "Путь Абая" отмечается, что в отдельных аулах соглашались отдавать детей лишь за выкуп. Абай настоятельно советует родителям "Не торопись женить и выделить сына в отдельную семью, а обучи его сперва в русской школе. Пожертвуй всем своим имуществом, если это требуется для учебы. Ничего нельзя жалеть ради того, чтобы из сына вышел человек. Не будет успокоения тебе, если сын останется невеждой, не будет счастлив он сам и не будет  от него блага на роду. Абай был одним из первых казахов, отдавших детей учиться в русские школы и училища.

Абай был заступником народа, во всех степных родовых и семейных распрях он был на стороне слабого, обиженного. К нему за советом и поддержкой приезжали посланники различных родов Сары-Арки, с берегов Балхаша и даже Семиречья и низов Иртыша. Абай помогал народу в тяжелые времена джута, отдавал свои пастбища, спасал скот.

Все темные силы объединились против Абая. Что только ни говорили невежды, завистники, злые языки про Абая. "Он отбивает

детей от отца, уводит народ с пути проложенного нашими предками"­говорили одни. "Что? Правда у русских, и кааба - у русских? "- ­говорили другие.- «Он хочет, чтобы свободный кочевник превратился в оседлого мужика. Такому никогда не бывать». «Степь создана только для кочевок», - говорили третьи. "Абай сеет смуту в степи"­, - уже поговаривало высокое начальство - "Не слишком ли много он на себя берет". Абай своими справедливыми решениями не раз вставал на пути степных феодалов. И даже дошло до покушения на жизнь Абая.

Это произошло 18 июня 1898 года, когда семипалатинский уeздный начальник пригласил его с другими аксакалами для vcтановления границы между Мукунской и Чингизской волостями. Когда Абай сидел один около юрты уездного начальника, на него напала толпа озлоблен­ных казахов Мукунской волости,  сорвали шапку, часы с золотой цепочкой, повалили на землю и стали избивать плетью. Его спас казах Уваис Сокин. Он упал на Абая, и удары принял на себя. На крик выбежал уездный начальник и со стражей разогнал напавших.

А6ай вернулся в родной  аул, боясь еще большего насилия со стороны мукyновцев. Абай подал в суд на покушавшихся, но его дело из Семипалатинского уезда было передано в суд областного правления,

которое нашло, что нет достаточных данных,  и дело было прекращено.

По журнальному постановлению от 13 февраля 1899 года. А6ай был вынужден послать письмо  в правительственный сенат в Санкт-Петербург. Письмо было настолько аргументировано и юридически правильно составлено, что сенат отменил решение суда, издав специальный указ от 3 января 1901 года. Для Ибрагима Кунанбаева, то есть Абая, отмена решения областного суда было большой победой. Напавшие хулиганы были вынуждены просить у поэта про­щения, а местный казахский народный суд обложил их штрафом.

 

Абай был подлинным рыцарем правды. Правда, и только правда, каких бы это не стоило жертв. Он говорил: "Вера не в силе, а в правде". "Человек, который переспорил сотню людей и сбил их с правильного пути, бесконечно ниже человека, который направил на путь правды одного человека". Абай на путь правды направлял свой народ, а это неимоверно труднее. Но самое пора­зительное состоит в том, что по его мнению, любовь и правда не взаимно исключающие понятия, а дополняющие, усиливающие друг друга. Лучше всего на путь правды направлять любовью и добром.

"Мудрецом или мыслителем можно назвать только тех, кто своим умением, размышлениями и опытностью дошел до создания высших духовных сил и обязательно соединяет в себе любовь и правду" - утверждает Абай в тридцать восьмом слове.

"Сущность человека составляют любовь, справедливость и душевность" - пишет мудрец. Душа Абая соединила в себе "любовь и правду" и это позволило ему подняться и достичь высших духовных вершин, стать мудрецом и мыслителем своего народа и человечества.

"Достоинство человека определяется не внешностью и достат­ком, Аллах судит о человеке по его сердцу и уму". "Достоинство человека определяется тем, каким путем он идет к цели, а не тем, достиг ли он её." По сути, эти слова Абай писал о себе. А нас многие десятилетия учили, что цель оправдывает средства.

В романе М .Ауэзова "Путь Абая" описан случай, когда байский табун вытоптал и уничтожил урожай зерна на двадцати десятинах, оставив без средств к существованию семьи русских переселенцев и казахов-жатаков. Это преступление лишило Абая покоя. Им овладели думы: " … Чем больше сражаюсь я со злом, тем яснее вижу, что оно подобно многоголовой  гидре- змее. Отру6ишь одну голову - вырастают две другие. Где же выход?" Неужели зло непобе­димо? Мудрец Абай понимает, что зло само по себе не существует, что люди сами плодят и порождают его и даже нередко злодеяние возводят в ранг доблести. В своих  словах назидания Абай размышляет: "Разве можно возвести в ранг доблести зло, содеянное ближнему? Желать зла другому, значит противоречить законам шариата, вредить своему и чужому хозяйству, идти наперекор рассудку".

И все же мудрец Абай верит в победу добра над злом, верит в лучшее будущее. "Кто не испытывал зла? Теряет надежду лишь безвольный.  Ведь -  истина, что в мире нет ничего постоянного, значит и зло не вечно. Разве после суровой, многоснежной зимы не приходит весна - цветущая, многоводная, прекрасная".

И нам ничего не остается, как верить пророческим словам Абая.

И в то же время даже глубокая вера в Аллаха не могут скрыть скептицизма и разочарований Абая. "Эй, мусульмане! Почему так устроена жизнь, что одни богаты, другие бедны, одни больны, другие здоровы, одни умны, другие глупы, одни предрасположены к добру, другие наоборот, склонны к злодеяниям?

Когда вас спрашивают об этом, вы смиренно отвечаете, что такова, мол, воля Всевышнего. Но ведь мы с вами приняли иман и стали правоверными , веря в справедливость, непогрешимость и безупречность Аллаха! Как же так? Какого-то клятвопреступника Аллах наделяет скотом, а честного, усердного труженика ввергает в бездну нищеты, ни разу не представив ему радости увидеть плоды своего труда и возможности прокормить семью.

Какому-то вору или мошеннику он дает крепкое здоровье, а безвин­ного тихоню изводит тяжелым недугом…Разве все это говорит о непогрешимости, милосердии и справедливости  Всевышнего?»

Постоянные беды и несчастья, которые преследуют бедняков, нашли отражение в народных пословицах и поговорках: "Брошенная дубина всегда падает на несчастного", "Из тысячи овец бая волк съел единственного ягненка бедняка". в народе говорят: «'Coкыр кудай» - слепой бог, "caкъrpay кудай" - глухой бог.

По мысли Абая Бог, создавший вселенную и человека, добро и зло, в повседневную жизнь человека не вмешивается. Человек имеет полное право выбора и несет ответственность за свои поступки перед совестью и людьми. Человек должен поступать добродетельно, потому что он разумное существо, а каждый разумный должен быть благочестивым.

Долгое время литературоведы и критики Абая преподносили читателю чуть ли не как атеиста, но Абай с любовью изучал и воспринял священную книгу "Коран". А разве атеист напишет трид­цать восьмое слово, разве атеист напишет сорок пятое слово?

"Самым веским доказательством существования Аллаха является то, что многие тысячелетия люди на разных языках говорят об одном и том же: о великом и непогрешимом Боге. Сколько бы ни было разных религий, все они утверждают, что Богу присущи справедли­вость и любовь". "Даже тайна созидания недоступна мудрейшим из людей, не

говоря уже о природе Аллаха. Аллах бесконечен, человеческий разум

пределен. Разве можно предельным измерить бесконечное?"

В Боге Абай видит первопричину всего сущего. «Мир создали не люди - они только познают сотворенный Аллахом мир». Абай верит в бесконечную мудрость и доброту божественного начала.

В двадцать седьмом слове мыслитель Сократ заключает беседу с ученым Аристодимом о служении людей богу так: "Человек, только он обладает изумительной силой - разумом, изумительно сложенным телом и это сочетание определяет его многогранность и высокую талантливость. Разве человек не является царем всего живого?

А если он высшее творение бога, то разве не означает, что человек был удостоен его любви? Как же человеку, будь он даже самым великим ученым на земле, как же человеческому роду не быть благодарным ТВОРЦУ и не считать себя вечным должником".

В представлении Абая наука есть инструмент познания окружающего мира, Бога. "Без науки нет жизни ни на том, ни на этом свете. Без неё ничего не стоят ни молитвы ваши, ни посты, ни палом­ничество", "Наука есть одно из свойств Бога", "Истина - это Аллах, - провозглашает Абай. Для него Бог - выше всего, выше всяких расчетов и крупных, и мелких.

Своим творчеством Абай дает советы, и ответы на животрепе­щущие вопросы нашего времени. Как злободневно звучит сегодня его третье слово, в котором он критикует "новоявленных богачей":

"И однажды черной песней родилась мысль: пусть народ беднеет все больше, ибо, чем больше бедняков, тем дешевле их труд… " .

Не к этой ли простой формуле сводится вся "мудрость" многих нынешних олигархов в переходный период к рыночному "процветанию".

А вот отрывки из одиннадцатого слова: "Степь заполонили воровство и подстрекательство…Все оказались опутанными липкой паутиной подстрекательства и вовлеченными в воровство и забыли  о честном труде… Пустыми стали понятия о клятве, дружбе, честности и совести. Когда же придет конец всему этому? Можно бы пресечь воров, но как укротить богачей, плодящих смутьянов?" Абай своим словом, стихами, поступками потрясал основы байского  благополучия: "Разве можно быть довольным, если народ 6едствует?- вопрошал он.

Или взять критику Абаем существующей в то время системы выборов. И сегодня она звучит так же остро и злободневно.

"На три года выбирается волостной. Первый год пролетит в легких

обидах, людей, избравших его, во взаимных упреках и заигрываниях. Второй год проходит в борьбе управителя с кандидатом на его место, нужно попробовать победить его на дальних подстyпах к выборам. Третий год тянется в посулах, ибо каждый надеется остаться на месте правителя и на следующий период. Я вижу, как в этой сутолоке мой народ мельчает с каждым годом и становится все  более безнравственным".

Многие мысли из слов Абая предельно лаконичны, образны, легко запоминаются, носят форму афоризмов. Вот некоторые из них:

«Память - кладовая светлой грусти»·. Лучше невозможно сказать. Или: «Слава - высокая скала. Уж на её вершину добирается ползком, а орел единым взмахом крыла». Вот так и Абай, подобно орлу, единым взмахом своего поэтического слова взлетел на вершину мировой литературы и культуры, на вершину мировой славы.

Широко известно выражение Абая: "Плохой друг как тень, в ясный день убегай - не убежишь, а в пасмурный день ищи - не сыщешь ". Я попытался придать этому  афоризму стихот­ворную форму и вот что из этого получилось:

"Неверный друг - это тень,

С тобою повсюду он в ясный день,

А в непогоду, как не ищешь,

Всё равно его не сыщешь".

По глубине мысли, по точности, образности и афористичности выражений и суждений книга Слов Абая заняла достойное место в

одном ряду с великими литературными памятниками человечества

как "Нравственные письма к Луцилию" римского писателя и философа Луция Аннея Сенеки, "Опыты" французского философа Мишеля де Монтеня и английского государственного деятеля Фрэнсиса Бэкона,, "Исповедь" и "Круг чтения" Льва Толстого. Из наших современников я хотел бы отметить замечательную книгу Дмитрия Сергеевича Лихачева «Письма о добром и прекрасном» Это вечные  книги. Книги на все времена. «Книга Слов», «Назидания» или «Гаклия» Абая  - это тоже вещая книга. Время не властно над ней, как не властно над бессмертными творениями мировой литературы.

В мае 1904 года умер любимый сын Абая Магауя. Это был последний удар  судьбы, который Абай не смог вынести. Он избегал людей, перестал говорить и через 40 дней после смерти сына, а конкретно 23 июня (6 июля) скончался. Ему было 59 лет. Умер, не увидев ни одной книги своих стихотворений, поэм, гаклия. При жизни Абая были изданы только четыре стихотворения:: "Лето", "Вот я стал и волостным", "Описание лошади" и "Всадник с беркутом скачет в ранних снегах". Первые два стихотворения были опубликованы в "Особом прибавлении к Акмолинским областным ведомостям", а два последних - в Казани. Лишь спустя пять лет после смерти Абая вышла маленькая книжка его стихотворений, насчитывающая пятьдесят шесть страниц.

Вспомним, что не только Абай не публиковался при жизни.

Редкая фотография Абая КунанбаеваНе увидел опубликованными свои  произведения и великий грузинский поэт Николай Бараташвили. Да и наш современник поэт .. Владимир Высоцкий по известным причинам не смог при жизни опубликовать свои стихи-песни, кроме одного-двух. Песни и стихи Абая были любимы и известны по всей Сары-Арки и Восточному Казахстану.

Хоть и погибли два сына Абая Абдрахман и Магауя, огонь любви к слову, к науке, писательскому творчеству, истине, зажжен­ный Абаем не угас в Степи. Его подхватил племянник Абая Шакарим Кyдайбердиев. О своем учителе Абае Шакарим писал: «Господина И6рагима в среде казахов - называют Абаем. Он и по-мусульмански, и по русской науке глубокий знаток.  И по уму, данному ему Всевышним, совершенно отличен от других, он был мудрым  человеком. Подрастая, я у него брал уроки, читал его книги, слушал его назидания, немного приобщился к цвету науки. Господин Ибрагим жил в среде казахов, которые не очень постигали его глубину, ведь он был мудрее их, ученый и философ. Родился он в стране не­развитой, душевно подавленным прожил в тяжелых условиях". Шакарим отмечал заботливое отношение Абая к талантливой казахской молодежи. Это он в полной мере испытал на себе. Уже в семьдесят два года, осмысливая прожитую жизнь, Шакарим писал: "Кумиром для меня стал покойный А6ай. Следуя ему, рано отстранился я от межродовых распрей и  унизительных междоусобиц, избрал путь истины и справедливости, занялся науками. Специального образования я не получил, но постоянно пребывал в кропотливых поисках знаний ­изучал труды известных мыслителей, знакомился со взглядами на жизнь писателей разных времен и народов, встречался, имел беседы  со знающими, разумными людьми, много времени посвятил писатель­скому труду". Шакарим оправдал надежды Абая, стал достойным его продолжателем в казахской литературе. Он по совету Абая еще в нача­ле века написал книгу "Родословная турок, киргизов, казахов и ханов", изданную в 1911 году в Оренбурге.

Шакарим унаследовал от Абая любовь к Пушкину, которого он сравнивал с солнцем. Лишь безграничной любовью к русскому поэту

можно его строки о Пушкине

"Не повторю я Пушкина слова:

Как солнце он слепит глаза

Казахов, непривычных к свету,

И научиться нужно многому сперва,

Чтобы смотреть в сиянье это."

(подстрочник Каюма Мухамеджанова, г.Семипалатинск)

Как и Абай, Шакарим страстно звал свой народ к образованию и знаниям. Его перу принадлежит значительный труд ''Мусульманство'', первый роман на казахском языке "Адиль и Мария", сборник рас­сказов "Сад роз", цикл блестящих по форме и содержанию афоризмов и другие литературные труды. Шакарим совершил хадж в Мекку, жил в Турции и Париже, издавал газету в Крыму. На склоне лет вернулся на родину, удалился от злых людей в далекий отгон, но и там его нашла злодейская пуля из pук работ­ников ГПУ. Такова судьба продолжателя Абая выдающегося писателя, поэта и историка казахского народа Шакарима.

 
Интересная статья? Поделись ей с другими: