Изумруды из Каркаралинской степи

Драгоценные камни – одно из чудес природы. И каждый камень хранит в себе много тайн и загадок. Известно о влиянии камней на состояние духа и здоровье людей, на их судьбы. Королем камней является изумруд. Этому камню приписывают многое. Он стимулирует все лучшее, что есть в человеке, отгоняет дурные мысли и сны, лечит от многих болезней. Тяга человека к изумрудам из-за их колдовских сил во все времена была огромной.

 

Знаток драгоценных камней, академик А.Е.Ферсман в своей замечательной книге "Рассказы о самоцветах" писал: "Трудно найти другой самоцвет, который в древности ценился бы больше, чем изумруд – "камень сияния" греков".

Самые древние изумрудные камни были в Нубийской  пустыне около полуторы тысячи лет до новой эры. Здесь в глубоких шахтах в жилах слюдяного  сланца рабы добывали изумруды.

По суеверным причинам добыча производилась в сплошной темноте. Считали, что при свете камни могут утратить свои магические силы. Крупные изумруды из Нубийской пустыни украшали роскошные наряды египетской царицы Клеопатры. Но со временем богатые копи Клеопатры опустели; глубина горных работ в те далекие времена здесь достигала двухсот   метров. Опасен и тяжел был труд по добыче изумрудных каменей. Но кто находил большой изумруд, того ждала свобода. И рабы старались, чтобы обрести  желанную свободу.

Цена на изумруды, как и алмазы, была высока. Изумруды во все времена пользовались большим спросом у богатых  влиятельных людей и в эпоху античности, и в эпоху возрождения. Римский ученый и писатель  Плиний Старший в своем уникальном 37-томном труде энциклопедии "Естественная история" писал, что этот камень природы превыше всех благ земных, что его краса прекраснее благоуханного весеннего цветка…". Изумруды всегда были символом жизни, молодости, чистоты. Влюбленные в эпоху Возрождения в день свадьбы обменивались изумрудными кольцами, веря, что это обеспечит им прочность любви и супружескую верность. В странах ислама верили, что этот камень бережет от укуса ядовитых змей и от дорожных опасностей. Считалось, что они даруют хозяину хорошее настроение и счастье.

Самые крупные изумруды несравненной окраски принадлежали Великому  Инка в Южной Америке. Испанцы, жестокие завоеватели Перу, беспощадно ограбившие страну, наряду с золотом вывезли  в Европу огромное количество изумрудов, украсившие короны королей, наряды принцев и принцесс, герцогов и графов. Но к концу 17 века колумбийские и  перуанские копи истощились и изумруды снова стали редкими и дорогими камнями в Багдаде и Париже, на Востоке и Западе. Перстень    или изумрудное колье стоили баснословных денег.

Последняя четверть 18 века… Время Екатерины II, Марии-Антуанетты, Калиостро и графини Ла Мотт, время дворцовой роскоши и интриг, фаворитов и любовниц. В это время особым спросом пользовались бриллианты и изумруды.

В конце 18 века бухарский, а затем семипалатинский купец Ашир Мухаммед много ездил с товарами по казахской степи, был в Семиречье и Средней Азии, на Балхаше и в верховьях Иртыша. Изъездивший вдоль  и поперек всю Сары-Арку, он много знал об ее тайнах и подземных кладовых, рудах и каменьях. Не раз он привозил куски руды на  свинец, медь  или другие полезные ископаемые и передавал рудоискателям Алтайских заводов, чем снискал к себе уважение и почет со стороны властей. Об этом свидетельствуют документы, найденные в архивах. В обращении к нему коменданта города Семипалатинска т.Чулкова говорится: "Дорогой мой, господин Ашир Мухамет Зарипов! Каменья агатового рода, каковы через посредство твое сюда ко мне доставлены унтер-штейгером Литвиновым не преминул я тотчас представить Его высокородию господину начальнику заводов Гавриилу Симоновичу Качке и притом объяснить верноподданническое твое усердие, к чему ты, и ближних своих побуждая, для показания месторождения оных был со своим тестем и шурином, за что приказал мне Его высокородие тебя не только поблагодарить, но и уверить, что Вы без надлежащего вознаграждения за Ваши труды не останетесь". Будто верил купец Ашир Мухаммед в свою звезду и предназначенье. Не то в 1785 году, не то в  другой год, сегодня уже нелегко это точно  установить, он совершал торговую поездку по кочующим аулам севернее гор Каркаралы. Однажды к купцу обратился карасакал. Судя по поношенной одежде и виду – джатак, едва сводивший концы с концами, таких немало было в степи. Он достал из кожаного мешка кусок ткани, раскрыл ее и протянул купцу. В ткани  лежали несколько камешков зеленого цвета. "Сколько, купец, дашь товару за эти камни? – спросил он. – Посмотри, как они горят на солнце!"  Купец кинул равнодушный взгляд на камешки. "Ну, кому сейчас нужны эти камешки, детская забава? – проворчал в ответ он. А тем временем его сердце уже учащенно забилось. "Кажется, эти камешки напоминают изумруды" – быстро сообразил купец. Он видел изумруды в ювелирной лавке в Омске, видел  их в богатых украшениях знати Бухары и Ташкента. Но эти камешки, которые он держал в руке, были необыкновенно  крупными. Купец внимательно стал осматривать камешки. Они были прозрачными и излучали на солнце зеленовато-голубой свет. Похоже, это изумруды – все больше утверждался в мысли купец. "И что же ты хочешь получить за камешки? – купец пристально вглядывался во владельца камешек. Оказалось, что тот просит до смешного мало. Купец, не торгуясь, отдал все, что просил джатаку. Где же ты нашел эти камешки? – полюбопытствовал купец. Тот признался, что знает место, где  отыскал эти камешки. "За то, что покажешь мне это место, заплачу тебе еще столько же" – заявил купец. По окончанию торговых дел он со своими людьми поехал к месту, где были найдены зеленые камешки. Ехали по пустынной степи, переваливая с сопки на сопку, пока не остановились у подножия одной из гор. Спешились у степной речушки, более похожей на ручей, но с роскошным названием Алтын-Су. Здесь среди травы в небольших разрытых ямах и обнаружили жилу, прячущую в своих недрах зеленые камешки. Даже небольшие раскопки привели к успеху и обнаружили желанную друзу зеленых камней. Купец щедро расплатился с проводником и вернулся к себе в лагерь-стоянку. Камни теперь ему уже не давали покоя. Чем больше он всматривался в них, тем более приходила уверенность, что это изумруды. "Наконец-то счастье посетило и меня" – радостно думал купец. – "Эти камешки принесут мне богатство". Воображение купца рисовало самые радужные перспективы: торговый дом в Омске, караваны в Кульджу и Бухару, хадж в Мекку и многое другое. И все это могли сделать эти маленькие волшебные камешки. Вернувшись в Семипалатинск, Ашир Мухаммед  обратился к местным знатокам камней, те подтвердили, что это изумруды. Весть о находке купца  Ашира Мухаммеда из Семипалатинска перекочевала в Омск и Барнаул, дошла до губернского  начальства, а дальше  с депешей помчалась в Санкт-Петербург. Были отправлены и зеленые камешки. "Смарагны", так тогда называли изумруды, стали сенсацией Санкт-Петербурга. Они оказались под пристальным  взглядом опытных ювелиров и ценителей камней, и все находили их прекрасными.

В светских кругах, в канцеляриях высокопоставленных чиновников все больше говорили об "изумрудах из киргизской степи". В головах наиболее предприимчивых рождались смелые проекты. К волшебной горе Алтын-Тюбе, начиненной изумрудами отправился с небольшим отрядом бригадный начальник Бентам. Бригадный начальник – по тем временам был довольно высокий чин, где-то между полковником и генералом. Но у Бентама случился конфуз. Едва его отряд добрался до горы Алтын-Тюбе и начал раскопки жилы, как обнаружилось, что на него с двух сторон надвигаются отряды кочующих казахских родов, вооруженные шокпарами и соилами. Их вид был довольно суров. И бригадир Бентам решил не испытывать судьбу и быстро удалился со своими людьми от этой поистине магической горы.  Но зеленый огонь смарагнов уже не давал покоя горным чиновникам Барнаула, Оренбурга, Омска и Санкт-Петербурга.

В 1798 году в заиртишские степи была отправлена экспедиция под руководством шихтмейстера Стрижкова для собирания обстоятельных сведений о металлах и минералах в степи. В экспедиции принял участие  купец Ашир Мухаммед Зарипов. Экспедиция добралась до горы Алтын-Тюбе  и добыла зеленые камни, которые были доставлены начальнику Алтайских горных заводов Качке, а также в Санкт-Петербург. В начале века на месторождении Алтын-Тюбе  побывал горный инженер Герман. Чтобы снять все сомнения камешек "изумруда из киргизской степи" был передан химику Товию Ловицу, известному своими опытами по росту кристаллов. После тщательных экспериментов химик Ловиц сделал строгий научный вывод, что исследуемый минерал отличен от изумруда и состоит почти наполовину из меди, а также кремнекислоты и воды. Тем временем  мода на "изумруды из киргизской степи" из светских салонов Санкт-Петербурга быстро пошла, гулять уже по Европе. Им уже заинтересовались светила европейской науки. Во Франции его изучением занялся один из богов кристаллографии, основатель этой науки Рене Жюст Гаюи.  Именно он несколько ранее блестяще доказал родство перуанских изумрудов с бериллом. И теперь Гаюи был на высоте. Он установил, что минерал из казахской степи отличается от изумруда, и назвал этот минерал диаптазом ("диа" –по-гречески "сквозь", а "оптизиа" – видение). А французский химик Луи Никола Воклен, большой знаток перуанских изумрудов нашел, что в минерале из России нет бериллия, который характерен для перуанских изумрудов. Тем временем "зеленое чудо киргизской степи" покорило женские сердца и в Германии. Здесь этот минерал тщательно исследовал профессор Фрейбергской горной академии Абраам Готтлиб Вернер. Он подчеркнул большое сходство нового минерала с изумрудом по цвету, оттенкам, и другим элементам  диагностики и оставил за ним название изумруд, но с добавкой – медный. На открытом месторождении изумрудов в начале девятнадцатого  века побывали известные ученые, путешественники. В 1826 году, гору Алтын-Тюбе посетил известный  естествоиспытатель доктор Мейер и был доволен добытыми камешками. В 1841 году здесь побывал известный  путешественник и ученый Г.С.Карелин. Он добыл образцы породы с кристаллическими изумрудами. Штуфы минералов были завернуты в верблюжий пух, переложены в ящиках верблюжьей  шерстью и отправлены на адрес Московского общества испытателей природы.

Многие годы изумруды из Каркаралинской степи покоряли  женские сердца своим неповторимым цветом, придающим ему праздничность и таинственность. По сохранившимся свидетельствам еще в середине позапрошлого века за хороший штуф аширита платили большие деньги от 500 до 1000 рублей.

Сделали ли каркаралинские изумруды богатым купца Ашира Мухаммеда Зарипова – история умалчивает. Но в память о первооткрывателе месторождения медных изумрудов у горы Алтын-Тюбе, этот минерал был назван аширитом. Так купец Ашир Мухаммед Зарипов вошел в историю науки минералогии. Найденные им изумруды сыграли огромную роль в ускорении развития горной промышленности в нашем крае. В казахские степи, как в желанную страну Эльдорадо в поисках золота, серебра, драгоценных камней потянулись экспедиции – горные инженеры, ученые, купцы, предприниматели, а также разного рода искатели сокровищ и авантюристы. Были найдены сотни различных месторождений медной, свинцовой руды, золота, угля.  На них построили первые рудники, заводы по выплавке свинца, меди, серебра.

 
Интересная статья? Поделись ей с другими: